Несчастья и поражения — результат неуважения и недостаточной милости старших.

"Благословения старших обладают огромным могуществом – это фундаментальное положение ведической культуры. И все те несчастья, которые мы испытываем в этом мире, поражения, которые нас постигают здесь – все это результат недостаточной милости старших.

И, конечно же, тут сразу приходит на ум история из Махабхараты, очень важная для нас. В этой истории много важных уроков, но главный – это то, каким образом благословения старших помогают человеку одержать победу.

История произошла сразу же после того, как Кришна закончил рассказывать «Бхагавад-Гиту». На поле битвы Курукшетра, когда армии, горя желанием вступить в битву, стояли друг против друга, и воины воодушевляли друг друга, трубили в раковины, тем самым поднимая боевой дух. Эти раковины вселяли в них решимость сражаться.

Представьте себе эту сцену, пожалуйста, – ржут лошади, трубят боевые слоны, людям не терпится вступить в бой, они – настоящие кшатрии, у них играет кровь, они осыпают друг друга ругательствами, говорят: «Кто ты такой, да ты слабак! Хочешь против меня сражаться?!» Кто-то бьет себя в грудь, кто-то натягивает тетиву.

И вдруг в этот момент Юдхиштхира, на которого все смотрят, который должен начать битву, подать сигнал, вдруг он снимает с себя панцирь, снимает с себя шлем, откладывает оружие и босиком отправляется в сторону армии врага. Никто ничего не понимает, что происходит? Его братья устремляются за ним и каждый из них пытается спросить: «Ты куда, ты куда?! Что ты собираешься делать?»

В армии Юдхиштхиры паника, люди переглядываются и думают: «Наверно он пошел, чтобы сдаться без боя. И, что же, он опозорит всех нас! Нам придется расписываться в этом поражении даже не начав сражаться!» Противоположная сторона ликует, пока Юдхиштхира идет, он слышит их смех, и он слышит, как его осыпают бранью: «О, посмотрите на этого негодяя, на этого труса! Он струсил, он идет сдаваться, он идет босиком, он уже сложил оружие!» Юдхиштхира не смотрит по сторонам, не слушает этого. Нужно обладать очень большой силой, чтобы пройти через этот, с одной стороны – строй насмешек, с другой стороны – гул паники, которую он ощущает за спиной.

Арджуна! Только что Кришна ему сказал сражаться, и он все понял, готов к сражению, и тут Юдхиштхира сдается. Арджуна бежит за ним и спрашивает: «Ты чего, ты чего, ты чего?!? Ты же не сдаваться идешь, да?» Юдхиштхира молчит.

И только Кришна сзади идет и улыбается. Кришна говорит Арджуне: «Не беспокойся, я знаю, что он хочет сделать».

И Юдхиштхира в этот момент подходит к Бхишме, которому в то время было уже 90 лет и он был очень силен. Юдхиштхира падает в ноги перед Бхишмой и говорит: «Пожалуйста, благослови меня, чтобы я одержал победу». Бхишма благословляет его: «Ты одержишь победу, победа будет твоя!» У Бхишмы слезы выступают на глазах от того, что сердце его размягчилось. На самом деле, когда человек перед нами проявляет смирение, то невозможно не благословить его, невозможно сердцу не растаять.

И Бхишма говорит ему:

– Хорошо, что ты это сделал, иначе я бы проклял тебя и ты бы потерпел поражение. А теперь проси у меня всего чего хочешь, я исполню любое твое желание. 

– Я ничего не хочу. Хочу лишь, чтобы ты исполнил свой долг, но чтобы я одержал победу.

– Да, конечно, будь по-твоему. Но может быть, ты еще что-то хочешь? 

– Да, я хочу знать, как победить тебя.

– Победить меня невозможно и при всем моем желании я не могу тебе подсказать, как это сделать. Поскольку время мое уходить из этого мира еще не пришло. Но когда оно придет, я научу вас, как меня победить.

Юдхиштхира идет дальше, к Дроначарье, и падает в ноги перед ним. Повторяется та же самая сцена и Дроначарья тоже говорит:

– Я благословляю тебя, чтобы ты победил, живи долго. Ты будешь долго жить. Если бы ты не подошел, ты бы наверняка был проклят мной и потерпел бы поражение. Проси у меня все, что хочешь.

– Я ничего не хочу, просто сражайся на другой стороне, исполняй свой долг. И скажи, как нам тебя победить?

– Пока вы меня не убьете, вы никогда не победите в этой битве… И пока я сражаюсь, меня невозможно победить, поэтому вам нужно сделать так, чтобы я перестал сражаться.

– А как это сделать?

И тогда Дроначарья смотрит на него пронзительным взглядом и говорит:

– Когда тот, кто никогда не лжет, произнесет ложь, я отложу свое оружие и тогда меня можно будет убить. 

Юдхиштхира ничего не понимает, но на всякий случай запоминает.

Он идет дальше, кланяется Крипачарье и тот благословляет его, и не дожидаясь, что Юдхиштхира спросит его, говорит:

– Ты меня никогда не победишь, невозможно. Но не волнуйся, и без этого вы победите.

В конце концов, он идет к Шалье. Шалья – это его дядя по матери, брат Мадри, другой жены Махараджа Панду. Таким образом, он подошел к четырем старшим. И он кланяется Шалье и Шалья говорит то же самое:

– Если бы ты не попросил благословения, ты бы потерпел поражение. Так как ты просишь благословение, ты одержишь победу. Все мои благословения с тобой. 

И после этого Юдхиштхира говорит:

– А ты ведь помнишь, я просил тебя, чтобы ты как-нибудь деморализовал Карну?

– Вообще никаких проблем нет, можешь считать, что Карна уже деморализован.

Так или иначе, смысл этой истории в том, что если мы действительно хотим добиться чего-то в этом мире, то очень важно получать благословения других людей. Это удивительное качество ведической культуры – она учит людей, как можно привлечь к себе благословения и как избавиться от проклятий.

Современная же культура чему учит людей? Как навлекать на себя проклятья, правильно? …как вести себя таким образом, чтобы другие люди нас проклинали.

…Гуру значит старший. И принцип гуру-таттвы, в соответствии с нашими писаниями, воплощается не только в личности Гуру. В «Шри Чайтанья Шикшамрите» Бхактивинода Тхакур говорит, что есть три вида служения старшим: 

– служение родителям;

– служение учителям;

– служение, защита других старших, не родителей и не учителей, просто старших по отношению к нам.

Я хотел бы прочитать интересный отрывок из «Шри Чайтанья Шикшамриты»: «Человек должен следовать наставлениям своих родителей и служить им как можно больше, насколько это возможно. Человек должен служить тем, кто защищал его, когда он был беспомощным ребенком. Должен служить тем, кто давал ему знание, особенно тем, кто дал ему духовное знание и дал ему мантру».

Дальше Бхактивинода Тхакур говорит о том, как можно определить, что человек старше меня, находится выше: «Это можно определить по тому, что у него тело больше, он старше по возрасту или имеет больше знаний. В любом случае он – старший». Иначе говоря, если большой человек – значит уважаемый человек. Надо его уважать. То же, если кто-то старше или имеет больше знаний. И дальше он говорит: «Человек должен уважать их и служить им всем. Это не значит, что человек должен следовать неправильным наставлениям или приказам тех, кто выше его. Но это также не значит, что человек должен проявлять враждебность по отношению к ним, употребляя неуважительные или грубые слова».

Мы воспитывались в черно-белой культуре: либо человек идеальный и мы возводим его на пьедестал, либо, стоит ему немного оступиться, мы сразу же затаптываем его в грязь. Это западная культура, в которой мы живем. Но тут Бхактивинода Тхакур говорит: «Не нужно следовать этим приказам, но и ни в коем случае не нужно неуважительно относиться к старшим. Потому что старший остается старшим. Человек должен остановить их или попытаться оградить их от неправильного поведения, – КАК? – пользуясь очень ласковыми словами, со смирением и мягко увещевая их, а также подобрав нужный момент».

Иначе говоря, мы можем поправить, даже должны поправить, если старший делает что-то неправильное, но он остается для нас старшим. И как мы доказываем это? Тем, что мы выбираем подходящий момент, например, когда он поел прасада, довольный, и мы очень смиренно обращаемся к нему: «Я понимаю, что я дурак, но можно я скажу одну вещь, которая не дает мне покоя?» Ласковыми словами, с необычайным смирением и увещевая очень мягко, подобрав правильный момент. Это важно. Так мы можем видеть, как уважение в ведической культуре сохраняется даже несмотря на то, что человеку говорят порой очень суровые слова.

Таким образом, принцип гуру проявляется не только в самом духовном учителе. Гуру-таттва, или принцип старшинства, проявляется в наших родителях (независимо от того, заботились они о нас или нет); в тех, кто заботился о нас в детстве; и в тех, кто дает нам знание. Это три проявления принципа гуру в нашей жизни.

Очень важно понять, что, таким образом, Бог проявляется в нашей жизни: через их заботу, через их любовь, через их бескорыстие. И очень важно вести себя так, чтобы получить их благословения. Эти благословения старших становятся чем-то вроде защитной брони; когда у нас есть благословение старших – нам нечего бояться. Когда мы отвергаем этот принцип старшинства в нашей жизни, мы сразу же становимся беззащитны. И эта беззащитность делает нас очень злыми, агрессивными. Но если мы чувствуем эту заботу, защиту, которую мы вызываем своим правильным поведением, то мы можем чувствовать себя очень спокойно и защищено, потому что у нас есть благословение старших. Через старших на нас приходит милость Кришны, благословения от Бога. Это очень важно понять.

— Бхакти Вигьяна Госвами

Несчастья и поражения - результат неуважения и недостаточной милости старших.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ