Петляя с юго-запада на северо-восток, железная дорога, наконец, упёрлась в заросшие лесом гималайские предгорья.
Пыхтя и отдуваясь, паровозик подошёл к небольшой дощатой платформе и, окончательно обессилев от долгого пути, прощально просигналил и остановился.
— Дарджилинг, леди и джентльмены, — зазвенел по вагонам высокий и пронзительный тенорок проводника. – Приехали! Просьба не забывать свои вещи.
Юркие и бойкие носильщики-шерпы шныряли по платформе в поисках «жертв» своих недорогих и своевременных услуг…
Этот маленький игрушечный поезд, поднимающийся по узкоколейке из Силигури с высоты 100 метров над уровнем моря в Дарджилинг на 2200м стал нашей главной целью поездки в Дарджилинг с друзьями в марте этого года сразу после праздника Холи. Протяженность самой узкоколейки составляет 86км!
Город Дарджилинг, основанный в 1835 году раджой Сиккима, в течение XIX века быстро развивался как курортно-санаторный центр для британских солдат, и к концу века превратился в крупный горный курорт и центр производства чая. При этом он оставался труднодоступным — попасть в него можно было только на конных повозках по грунтовой дороге. Кроме того, город занимал стратегическое положение, и правительство Британской Индии было заинтересовано в возможности быстрой переброски войск к Дарджилингу.
4 июля 1881 года железная дорога была открыта на всём протяжении от Силигури до Дарджилинга. Паровозы, специально построенные для узкоколейной железной дороги к 1881 году, могли перемещать не более 7 тонн, а новые локомотивы, прибывшие на замену в 1889 году — уже до 35 тонн. Строительство путей и станционных сооружений продолжалось несколько десятилетий, последним крупным сооружением стал вокзал в Дарджилинге, построенный в 1921 году. При этом линия активно эксплуатировалась, и по примерным оценкам к 1910 году перевозила более 170 тысяч человек и 40 тысяч тонн грузов ежегодно.
На дороге таких петель несколько, наиболее интересная из них Batasia Loop, в ясную погоду вид с нее просто феноменальный с непальскими восьмитысячниками на горизонте. Я застал ясную погоду, но покажу это в одном из следующих репортажей.
12 локомотивов, которые курсировали с с 1889 по 1927 года до сих пор в эксплуатации! Сейчас эта дорога в списке Юнеско с 1999 года.
За что я люблю Индию, так это за то, что здесь почти ничего не меняется с годами и десятилетиями, депо сегодня выглядит точно также, как и 100 лет назад! Такое же закопченное и грязное, а совсем не как вылизанные европейские узкоколейки.
А в компьютеризированном центре резервации билетов нужно обязательно заполнить форму-заявку на бумаге. Для всего остального есть мастер-кард, для всего остального… кроме Дарджилинга.
Да и сама узкоколейка проходит по дороге, периодически пересекая ее по диагонали, заставляя весь транспорт остановиться. Узкоколейку строили там, где фактически была грунтовка в конце 19го века.
Обратите внимание, составы ходят как с дизельными локомотивами, так и с настоящими паровозами. Поэтому правильно выбирайте — steam train!
Гудок паровоза, клубы черного дыма… люди, машины, коровы разбегаются в стороны… это едет игрушечный поезд!
Тот же Дарджилинг, те же восьмитысячники на горизонте, чайные плантации и монастыри… Как и в 1912м:
Практическая информация:
Вот весь участок от Силигури до Дарджилинга.
Все эти 86км пути поезд преодолевает за …9 (!) часов, на джипе это же расстояние мы проехали за 3 часа.
Поэтому в данный момент как таковой практической цели железная дорога уже не имеет для туристов, хотя возит местных и грузы. В 2010м случился сильный оползень после дождей и участок Силигури-Куршонг сейчас восстанавливается.
Туристический маршрут — это всего 7км от Дарджилинга до Гума и назад, путь в одну сторону — 1 час. В Гуме остановка на 30 минут для экскурсии в музей Гималайской Железной Дороги. Т.е. запланируйте пол дня