( Дзен буддизм )

Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука .

Это образец того, что в Индии и Китае называют «путь освоения» и здесь дзэн-буддизм родственен даосизму, веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны, учение дзэн делало акцент на методе, а не на доктрине . Так по дзэн, истина – непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает «слово» как средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов, призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения, щипки, толчки, удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником .

Главный приём, с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация на шок, так называемая шоковая терапия .

«Путь освобождения» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно, указав чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский, чем индийский характер .

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие .

Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру.

Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой, лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое «путь освобождения» .

Большинство затруднений и мистификаций, возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише, совершенно непригодные для таких явлений, как Даосизм и Дзэн, создают впечатление, что «восточный склад ума» представляет собой нечто мистическое, иррациональное и непостижимое . Но нельзя сказать, что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой .

Благодаря исследованию Р. Х. Блиса, которые он опубликовал в книге «Дзэн в английской литературе» было показано, что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер.

Основной причиной, по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании .Европейцы считают знанием, лишь то, что Даос назвал бы условным, минимальным, конвенциальным знанием:

«Мы не чувствуем, что знаем нечто до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе, выражая их в математических или музыкальных символах . И такое знание называется конвенциальным, условным потому, что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения .

( Дзен буддизм )

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ