Когда живешь в Гоа, дни и часы идут незаметно. Вы входите в этот медленный и томный ритм жизни, становитесь частью этой сладкой солнечной неги. Однажды я набросала хаотичный, но вполне разумный план передвижений строго на юг. Стартовали впятером в пять часов утра и было у нас пять купленных трейн билетов. Сели на поезд ровно в указанное на билетах время. Ничего не успело смутить. На посадку было около пяти минут. Пять кукол легли на две свободные полки и заснули.
И по несчастливому стечению нумерологических обстоятельств, ровно через пять часов, стало как то жарче, а ландшафты за решетками без стекол ничуть не зеленее, что несомненно означало только одно: двигался поезд не на юг, а ровно наоборот — на север. Отсюда первое правило путешествий на индийских поездах: всегда! всегда спрашивать, переспрашивать, будить более менее разумных индийских людей и еще раз переспрашивать, куда именно идет поезд, потому как, особенно ночью, не найти никого, даже близко напоминающего проводника. Вышли где-то между Мумбаем и Гоа, через какое-то время купили билеты на ближайший поезд и уже без всяких сомнений направились в столицу Штата Керала, город Кочи (прим.: он же Коччи или Кочин).
•Оставшиеся четыре билета сгорели, отсюда второе правило: не покупать билеты на всю поездку заранее, каждый город в Индии оставит у себя ровно на столько, сколько стоит в нем находиться. Впоследствии Кочин стал одним из любимых городов мира, португальская архитектура города перенесла в другое временное измерение и немного рассказала о жизни первого европейского поселения Индии 16-ого века. Город был известен евреям, сирийцам, арабам и китайцам с древности как центр торговли специями на протяжении столетий. Все самое интересное находится только в исторической части города, от вокзала минут 40 на рикше, водитель может стать культурным проводником и занять весь день экскурсиями. Сами того не зная, попали мы на фестиваль современного искусства biennale, на зданиях и заборах красовались работы стрит-художников со всего мира, на каждом углу города в полуподвалах располагались арт-экспозиции. •Обязательное место для плотных перекусов — art-cafe, для вкусных ужинов — единственный итальянский ресторан, местный владелец которого явно считает себя итальянцем.
Воду покупали впрок, ели в поезде только рис, делились с детишками конфетами, не пренебрегали фото с соседями по вагону. В стоимость билета всегда входила уникальная возможность сидеть на ступенях вагона с открытой дверью на скорости света.
Уже через полтора дня настала очередь поезда до побережья с лагуной и потрясающими аюрведическими массажами на пляже Ковалам того же штата, который называют Личная Страна Бога. Маяк, пейзажи, лазурное море, небольшая серф станция. Много гестхаусов и мини отелей. Очень советую местную медицину. Подумывали остаться ещё немного, но главной целью поездки был соседний штат Тамил-Наду и самые-самые горы почти на самом краю нашего континента. Такси, суета, очередной поезд до Мадурая, двухчасовое такси, два часа ночи, но мы не спим. Вот он, город облаков-Кодайканал. Трудно было заселиться ночью, но у нас был ориентир (гестхаус Greenlands). •Обязательное правило посещения: теплые вещи, удобная обувь, фотоаппарат качественный и терпение.
Отель искали долго, ходили много и печку по очереди топили всю ночь.
Рассказать о городе почти невозможно, но план был таков: -встать с восходом солнца, впустить в гостиничный номер море облаков, растаять вместе с ними и пойти красивой лесной дорогой, чтобы увидеть часть горы, напоминающей дельфиний нос. А ночь приходит быстро и очень ярко. Такого звездного неба я не встречала нигде. Миллиард ранее не виданных созвездий и звездных скоплений точно является еще одной особенностью города. В Тамил-Наду и Керале производится чистейшая свежая аюрведическая продукция.
Обратный путь лежал через самый плодородный штат Индии — город , по серпантину вниз, извилистой дорогой через мягкий ковер чайных плантаций. Очередной день дороги, ночь в Кочине и мы уже по всем правилам спрашиваем идет ли поезд в сторону Гоа.
В индийском поезде особая жизнь, люди быстро находят общий язык. Спустя несколько часов перестает смущать бесконечный шум разговоров и новые запахи специй, непосредственность соседей по вагону и разнообразие предлагаемых товаров. 24-часовая трель «чай-чай» уже органично вписывается в прекрасное и неизбежное происходящее.
Уже трудно вспомнить сколько часов мы провели в пути. Поездов так и осталось пять, бесчисленное количество рикш, пять таксишек и нас пятеро. В этом маршруте есть много особенностей, он не указан ни в одном путеводителе. Попадет туда далеко не каждый и не каждый останется доволен. После 13 дней такого путешествия терпение стало на левел выше. Но для меня всегда стакан наполовину полон, а не пуст. И тем более, что попадая обратно в Гоа, начинаешь любить его еще сильнее.